Скрыть
Раскрыть

Звягинцев Р. С.1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Личностные характеристики учащихся резильентных и неблагополучных школ: разные дети или разные школы

2021. № 3. С. 33–61 [содержание номера]
Звягинцев Роман Станиславович — младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского, аспирант Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Адрес: 101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10. E-mail: rzvyagincev@hse.ru 

Одно из главных проявлений образовательного неравенства — наблюдаемая по всему миру существенная разница в академических результатах между учащимися и образовательными организациями в зависимости от их социально-экономического статуса. Однако есть школы, показывающие высокие академические результаты в сложных условиях, — резильентные школы. В поисках ответа на вопрос, чем может быть обусловлена академическая успешность таких школ, автор сравнивает личностные характеристики учащихся таких школ с характеристиками учащихся школ, показывающих низкие академические результаты в столь же сложных условиях. Эмпирические данные собраны в Ленинградской области в 2019 г.: сведения об академических результатах и социально-экономическом статусе школ, а также о личностных характеристиках учащихся, традиционно ассоциируемых с резильентным поведением. Личностные черты оценивались с помощью шкалы индивидуальной академической резильентности ARS‑30, субшкалы учебной мотивации, шкал настойчивости и самоконтроля. Работоспособность этих опросников проверялась конфирматорным факторным анализом.
Установлено, что учащиеся резильентных и нерезильентных школ не различаются по личностным характеристикам. Таким образом, подтверждены данные, полученные в предыдущих исследованиях и свидетельствующие о том, что академическая резильентность — результат внутришкольных стратегий, внешней и внутренней образовательной политики школы, мер и практик повышения школьной эффективности.
Библиографическое описание: Звягинцев Р. С. (2021) Личностные характеристики учащихся резильентных и неблагополучных школ: разные дети или разные школы? // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 3. С. 33–61. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-33-61
BiBTeX
RIS

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»